Участники ж/д рынка предлагают поэтапно сокращать привлеченный парк вагонов РЖД
5 октября 2012 года

Участники российского рынка железнодорожных перевозок предлагают поэтапно сокращать привлеченный парк грузовых вагонов, развивая рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, следует из сообщения НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава".

Правительство РФ, как сообщалось, для разрешения ситуации с невывозом грузов в прошлом году разрешило РЖД до 31 декабря 2012 года брать в аренду для перевозки грузов полувагоны ОАО "Вторая грузовая компания" (100-процентная "дочка" монополии) и привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты. РЖД, как сообщалось, объявили оферту в конце февраля текущего года. Компания предложила платить до 1,004 тысячи рублей в сутки за аренду полувагона. Однако согласно новой оферте, которая имеется в распоряжении агентства "Прайм", РЖД предложит ВГК и собственникам подвижного состава привлекать полувагоны по цене 900 рублей в сутки.

Перспективы развития свободного рынка услуг по предоставлению подвижного состава обсуждались в четверг на заседании координационного совета партнерства представителями грузоотправителей (НП "Консорциум Русская Сталь", ОАО "СУЭК", ЗАО "РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.", ОАО "СИБУР Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" и др.), ОАО "РЖД", НП "Объединение вагоностроителей" и компаний-операторов железнодорожного подвижного состава

"Участники заседания Координационного совета пришли к согласованному мнению о необходимости решения вопроса о поэтапном сокращении парка ВСП при условии одновременного развития инфраструктуры рынка услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и совершенствования нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта", - говорится в сообщении.

Первый замгенерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала РЖД Сергей Колесников отметил важность роли привлеченного парка для стабилизации оперативной обстановки на сети Российских железных дорог и обеспечении перевозок грузов малых и средних предприятий и перевозок социально-значимых грузов.

В то же время, говорится в сообщении, участники заседания констатировали, что привлеченный парк создавался как временная мера на переходный период для синхронизации технологии управления вагонными парками в условиях множественности операторов железнодорожного подвижного состава.

Партнерство напоминает, что за прошедшие полгода с момента принятия постановления правительства о порядке привлечения РЖД подвижного состава были созданы нормативные, тарифные и экономические условия для внедрения новой технологии управления вагонными парками.

В частности, Минтрансом определены правила перевозки порожних вагонов, благодаря тарифным решениям ФСТ РФ, стала возможной оперативная переадресовка порожних вагонов и другие. Кроме того, с 1 ноября текущего года вступает в силу решение ФСТ об унификации тарифов на порожний пробег вне зависимости от класса ранее перевозимого груза, на основании принятых мер совершенствуется модель управления вагонными парками, при которой логистика перемещения каждого порожнего вагона привязана к отправкам груженных.

Парк привлеченных вагонов в настоящее время составляет около 107 тысяч единиц. НП пишет, что управление им осуществляется по балансовому методу, когда грузовые вагоны перемещаются по сети без оформления перевозочных документов по усмотрению перевозчика, исходя из его оценки оперативной ситуации на сети железных дорог.

"Наличие на одной инфраструктуре двух принципиально разных принципов управления вагонными парками нивелирует меры по оптимизации технологии работы железнодорожного транспорта в условиях множественности владельцев железнодорожного подвижного состава", - отметил в ходе заседания председатель президиума партнерства Сергей Мальцев.

Заместитель исполнительного директора партнерства Андрей Тонких в свою очередь отметил, что при дальнейшем сохранении привлеченного парка мотивация перевозчика для проработки совместно с операторским сообществом взаимоприемлемых технологических решений, отвечающих современным рыночным условиям работы железнодорожного транспорта, фактически будет сведена к нулю.

Заместитель генерального директора - коммерческий директор ОАО "СУЭК" Игорь Грибановский добавил, что при рассмотрении вопроса о сокращении привлеченного парка необходимо тщательно проработать вопрос обеспечения парком подвижного состава перевозок социально-значимых грузов, в частности, энергетического угля.

По словам председателя комиссии по транспорту НП "Консорциум Русская Сталь" Михаила Щербинина, одним из таких рыночных инструментов является система аналогичная биржевым торгам - электронная торговая площадка по поиску и заказу свободного подвижного состава, уже получившая положительную оценку ряда крупных грузоотправителей.

Исполнительный директор партнерства Дмитрий Королев напомнил, на базе НП уже запущена такая электронная площадка, ориентированная в первую очередь на обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса.

Президент РЖД Владимир Якунин ранее говорил агентству "Прайм", что считает целесообразным продлить после 31 декабря 2012 года действие постановления, разрешающее РЖД привлекать в аренду полувагоны ВГК и частных операторов. Отказаться от привлеченного парка, по его словам, возможно будет только после того как пропадет такая необходимость и стабилизируется вагонная составляющая. Якунин отметил, что для РЖД оперирование привлеченным парком не является высокодоходным, но постановление правительства решило проблему обеспечения подвижным составом отправок средних и мелких владельцев грузов.