Логистика как наука о планировании, контроле и управлении движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, считается сравнительно молодой. Особенно бурное развитие логистика получила в период Второй мировой войны, когда она была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых, снабженческих баз и транспорта в целях своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали распространяться из области военной в гражданскую — вначале как новое научное направление, объектом исследования которого является рациональное управление движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производственную.
Использование методов логистики в сфере хозяйственной деятельности было обусловлено несколькими причинами: резким увеличением расходов на перевозки; переходом от рынка продавца к рынку покупателя и как следствие достижением предела эффективности производства. Для дальнейшего продвижения товара на рынке необходимо было улучшить работу, в частности, в сфере распределения, что позволяет снижать цены и поставлять товар надлежащего качества точно в срок.
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе информационных технологий, позволяющих осуществлять обработку огромных массивов информации и обмениваться данными в реальном времени с минимальными затратами. В результате бурного научно-технического прогресса перед предприятиями возникла необходимость решать такие сложные многоальтернативные и оптимизационные задачи, как выбор вида транспорта, размещение производства и складов, составление маршрутов движения товаров, управление запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах. Решать такие задачи без компьютерной поддержки было невозможно.
Новизна концепции логистики применительно к управлению промышленными системами состоит в комплексном подходе к вопросам движения материальных потоков в процессе производства и потребления. Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании. Логистическая деятельность базируется на трех принципах: техника как совокупность транспортных средств и оборудования, сопровождающих материальные потоки; информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах; экономика предприятия и инфраструктура.
В современной логистике ключевой является концепция общих затрат. Она позволяет так перегруппировать затраты в цепи производитель — оптовая торговля — розничная торговля — конечный потребитель, что уровень общих расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю снижается. Скажем, если неукоснительно соблюдать график поставок, то можно отказаться от создания промежуточных складов. И хотя расходы на транспортировку в этом случае возрастут, общие затраты в сети распределения уменьшатся.
В «узком» понимании (с позиции хозяйственной деятельности субъекта) логистика является интегральным инструментом менеджмента, способствующим достижению целей организации за счет эффективного управления материальными и сопутствующими потоками. В данном контексте эффективность определяется с точки зрения общих затрат на обслуживание потоков и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству товаров и услуг. В более широком понимании с позиции логистики исследуются возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определенном производственном объекте, функционирующем как система, то есть реализующем стоящую перед ним цель и рассматриваемом как единое целое. Действия, совершаемые в процессе управления материальными (или сопутствующими) потоками в рамках такой системы, называются логистическими операциями (функциями).
Развитие рыночной экономики предполагает постоянное преобладание предложения над спросом, поэтому деятельность всех субъектов рынка подчинена поиску наиболее эффективных способов привлечения и удержания потребителей. Тезис «создать потребителя» — это обобщение всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели связано с наиболее полным удовлетворением потребительского спроса на тот или иной вид продукции, услуг. Это предполагает установление тесных связей и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков ресурсов, а также разработку и внедрение принципиально нового подхода к планированию производственных мощностей.
Новый подход к планированию должен основываться на стремлении увеличить результативность работы предприятия (или производственной системы) с учетом требований международных стандартов в отличие от плановой экономики, когда целевые установки ориентированы на сокращение затрат. Управление предприятием должно осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а основываться на планировании упреждающих воздействий. В рамках единой логистической системы, охватывающей все подразделения предприятия, осуществляется интеграция планирования и контроля операций по организации производства с операциями маркетинга, сбыта, снабжения и финансов. Это способствует согласованию целей, над достижением которых работают отдельные функциональные подсистемы и подразделения.
Таким образом, специалисты в области логистики должны уметь планировать и управлять производственно-сбытовыми процессами в соответствии с классическими правилами логистики.